15 апреля 2011 г.

At the Limit

Что-то в этом году у нас выдалась какая-то затяжная осень. То дожди, то пасмурно, то вдруг ясно, но мне уже на работу надо. В прошлое воскресенье случилась та же история: прогноз с дождями. Этак можно мало того, что не полететь никуда, так еще и вымокнуть до нитки.

С утра погода была ничего, даже можно сказать, что тепло. Сел на велосипед, поехал, все как всегда. Но по пути произошел инцидент: сбил человека. Какой-то старичок, еле передвигающий ноги, видя, что я приближаюсь, сделал шаг в ту же сторону, с которой я его нацелился объезжать. Я уже ничего поделать не мог: упали оба. Я помог ему подняться, спросил все ли в порядке, дал ему его шапку, он, вроде как, пошел дальше. Единственное, что он произнес за все это время было "Jesus Christ" во время падения. Ну, что я еще мог поделать? Сел, поехал дальше.

По пути начал понемногу осознавать серьезность этого события. Будь это мужик или парень, я бы успокоился. Но этот дедушка еле ходил. Ведь от удара могло случиться кое-что похуже: перелом чего-нибудь, сердце могло прихватить, да мало ли что со стариками может произойти. Взял бы да помер прямо на месте. Последствия боюсь себе представить. Да ведь и неизвестно что там с ним стало после того, как я уехал. Идти-то он, вроде, шел, но далеко ли?

Невеселое было настроение после этого всего. Рассказал  Тони. Тот сказал, что скорее всего ничего страшного, но если я беспокоюсь, то можно позвонить в полицию, спросить не известно ли им чего о последствиях. Мда. Вот это было бы совсем глупо.

А летать как-то все равно надо. Запланирован был полет в Wollongong, причем хитрый: сначала заход на Сидней с севера, несколько кругов над центром города, потом вдоль береговой линии на высоте 500 футов. Все это с заходом в контролируемое воздушное пространство класса C.

Пока шла подготовка к полету (расчет поправок, топлива, регистрация билетов и оформление багажа на рейс Сидней-Сидней и прочее), Тони несколько раз ходил смотреть на тучи. В принципе, по прогнозу можно было лететь, но не дальше Сиднея, ибо в Вуллонгонге давали сильную турбулентность. Там аэродром окружен горами, надо думать, что орографическая турбулентность там явление неприятное. Все таки решили лететь, несмотря на сплошную облачность. В такую погоду еще летать не доводилось. Но так оно интереснее. Собрался, пошел к самолету.

Борт на этот раз был старый знакомый  VH-SFK. Давно на нем не летал, все болтало меня на всяких Arrow и Archer. Каким-то непривычным он мне показался. А ведь всего полгода назад я на нем совершал самостоятельный полет. Немного посидел в кабине, и пошел его осматривать.

Самолет был припаркован прямо у здания клуба, что с Пайперами обычно не делают. Вышел Тони, мы решили еще раз глянуть на карту маршрутов экскурсионных полетов над городом. Разложили ее на стабилизаторе и прошлись по ключевым точкам. Маршрутов здесь два: Sydney Scenic 1 и 2. Первый идет с севера от Long Reef и до оперы. На участке между мостом, оперой, северным берегом залива и базой ВМФ мы крутим круги, возвращаемся тем же Макаром, хотя я проложил маршрут через северную губу устья залива Сиднея. Второй маршрут проходит над Chatswood. Не знаю на что там смотреть.

Закончили обсуждение и вместе оттолкали самолет подальше на рулежную дорожку, чтобы не дуть на здание. Запускаемся, рулим. На исполнительном вышла заминка: забарахлило радио COM1. Ничего не слышно, трещит только. Перешли на второе, извинились перед диспетчерам. Взлетаем. После взлета вышка дала нам команду отворачивать на север. Странно, обычно мы это сами делаем. Над Prospect стоял дождь. Видимо, хотели нас увести на север, пока из этого дождя кто-нибудь не выскочил наперерез.

Идем на север на Parramatta. Над ней связываемся с Sydney Radar, говорим кто мы такие и чего собираемся делать. Вернее, я говорю. Нам дают код транспондера, я его выставляю и жду. К нам вернулись минут через 5, подтвердили видимость на радаре. Все, летим к Long Reef.

По пути Тони показывает на наземные ориентиры: белые сферы метеорологических станций и белый же храм Baha'i temple. Не знаю что это за храм и что он там делает, торчит себе посреди леса. Держим курс на озеро Narrabeen Lake. Там связываемся с диспетчером подхода, который спускает нас на 1500 футов и дает добро на Sydney Scenic One. Вот теперь можно начинать снимать.

Вид на юг. Весьма живописная картина переднего края холодного фронта, который шел со стороны того самого Вуллонгонга:


Участок суши - это южная губа залива Сиднея. Так называемая South Head. За ней - пляжи: Bondi, Coogee... все, что я снимал раньше.

А впереди, вот что:


Подлетаем к центру, делаем два круга, во время одного из которых делаю несколько снимков. Снимать страшно неудобно, учитывая, что форточка смотрит в землю, а крен 30 градусов.


Отмотав круги, беру курс на North Head. Там в это время проходил какой-то парусник, Тони решил на него посмотреть поближе. Вот, говорит, раньше на таких сюда три месяца добирались. Да знаю я это.

От North Head поворачиваем на север и гоним над водой вдоль пляжей Manly и каких-то еще. Диспетчер спросил подтверждения того, что он видел на радаре: "Вы там повернули на север, что ли?" Да, повернули. Через некоторое время мы вышли из его зоны и он разрешил сменить частоту и лететь по своим делам.

Лететь нам надо было домой, больше никуда погода лететь не позволяла. Идем тем же маршрутом, каким прилетели сюда, только после Hornsby проходим дальше, находим подстанцию, пролетаем слева от нее. Где-то над Parramatta впиливаемся в дождь.



Видимость-то, вроде, ничего. Но и в такой летать редко доводится. Внезапно слева по курсу на той же высоте замечаю какой-то объект. Он был белого цвета и такой странной формы, что я до сих пор точно не могу сказать что это было. Тони говорит, что это надувной шар в форме цифры 2. Не знаю, не уверен. Вела себя эта штука именно как воздушный шар - медленно поднималась, но это было почти незаментно. Кому там на земле понадобилось двойки в воздух пускать в такую погоду?

Подлетаем к Prospect и видим, что он накрыт дождем, и этот дождь простирается до аэродрома, которого, кстати, не было видно за пеленой. Тони посоветовал отвернуть немного влево, чтобы обойти дождь. Немного отвернул, особо не помогло. Наземные ориентиры все видно, ничего страшного. Напротив - интересно: в дождь я еще не сажал самолет.

Позади нас летел двухмоторник Beechcraft Duchess, с которым переговаривался диспетчер, говоря, что мы где-то впереди него. Он не видел. Тони взял и напрямую передал ему наше положение. А я и не знал, что так можно. Этот аппарат быстрее нас, и он неизбежно нас догнал бы. На подлете к третьему развороту диспетчер дал нам короткий заход, то есть нужно было не достраивать коробку, а сразу идти под углом к полосе, чтобы тот аппарат не пересекся с нами, его в это время сажали на другую полосу.

Итак, что мы имеем:
1. Дождь, плохая видимость.
2. Как следствие - мокрая полоса.
3. Боковой ветер 18 узлов. Кто вспомнит какое ограничение у Warrior?
4. Заход без посадочной прямой, разворот прямо перед выравниванием.

Интересно-то как, а.

На подходе я все норовил держать газ повыше, видимо памятуя о привычке Arrow падать сразу же после его уборки. Тони несколько раз просил его убрать, а я убирал совсем по чуть-чуть, рука не поднималась.

Разворот и выравнивание производил одним движением штурвала. Со стороны, наверное, выглядит круто. Дальше все обычно - держу его над полосой с креном против ветра и педалью в противоположную сторону. Тони одобрительно сказал "Good". Коснулся полосы мягко, по центру, несмотря на боковой ветер. Хотя, он явно был слабее 18 узлов. Где-то 10 было.

На пробеге колеса шасси подняли фонтаны брызг, полоса была под слоем воды, который был виден невооруженным глазом. Тормоза из-за такого дела были не такими эффективными: торможение я закончил не у привычной рулежной дорожки, а дальше.

Убираюсь с полосы, рулю по лужам на стоянку. Заруливаю, выключаюсь и... все. Снаружи дождь, выходить никому не хочется. Из самолета позвонил в CENSAR, отменил SARTIME. Выскочили с Тони наружу, пришвартовали самолет, и обратно. Сидим, собираем понемногу вещи. Тони, видимо, не особо хотел сидеть в самолете, пришлось вылезать под дождь, забираться под крыло, ждать пока Тони не зафиксирует штурвал, и вместе с ним идти в клуб.

В клубе, пока было время, мы решили поупражняться в радиообмене. Для этого Тони притащил из дома небольшое СПУ (intercom), мы сели в классе, отгородились друг от друга звукопоглощающей перегородкой, надели наушники и прорепетировали предыдущий полет. В следующий раз проделаем это еще раз, если время позволит.

Вообще, в этом полете радио не раз меня подводило: когда я сосредоточен на чем-то, то все пропускаю мимо ушей. Точнее, я скорее слушаю Тони, чем эфир. Он это дело отметил, записал, будем работать.

Сразу после этой репетиции переговоров Тони уехал, видимо, куда-то спешил. А я остался. Было уже поздно, клуб закрывался. На улице по прежнему шел дождь. Ну, что делать, пришлось садиться на велосипед и ехать под дождем в наступающих сумерках. Когда-нибудь, наверное, буду вспоминать про эти эпизоды с ностальгией, но сейчас чувствую себя никому не нужным нищебродом. Кому там со стороны понятно, что я самолет вожу? Видно только вдрызг мокрого велосипедиста в потертых джинсах и туфлях не последней свежести.

Так вот мокрым и добрался до дома. По пути, на том месте, где сбил деда, нашел свою бутылку с водой, которая выпала при падении. Подобрал ее и засунул в карман рюкзака. Нечего вещдоки оставлять.

Вот и все. Трек вот.

14 комментариев:

  1. Холодный фронт красив, arcus напоминает (не знаю как по-русски).

    Вот так привыкнешь летать в сложных метеоусловиях, потом перейдешь на IFR, какие фотки публиковать будешь? Показаний приборов? ;)

    За виды Сиднея спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. До этого IFR еще летать и летать. Думаю, плохая погода как раз будет способствовать разнообразию снимков.

    ОтветитьУдалить
  3. Фронт и вправду красив. Полет я смотрю был не из простых.

    ОтветитьУдалить
  4. Да не то, чтобы он был сложен... По-моему, по настоящему сложных полетов у меня еще не было. Были запарки, были непонятки, тормоза и прочее. Но вот такого, чтобы в дождь и болтанку крутить штурвал часа два подряд, и потом при плохой видимости и с боковым ветром совершить посадку, да еще и с аквапланированием... не было. Вот это был бы полет не из простых.

    ОтветитьУдалить
  5. Еще раз убедилась, что дождь - это очень красиво. Слушай, а зимой ты тоже на велосипеде пилил до аэропорта?

    ОтветитьУдалить
  6. Эксклюзив :) Все фотографируют Сидней только при солнечной погоде, а у меня вот - мрак и слякоть.

    Зимой тоже на велосипеде. Иногда даже затемно, когда холодно. Пешком-то еще холоднее.

    ОтветитьУдалить
  7. Надо бы придумать что-то более комфортное ;)
    А у нас весна припозднилась. Сегодня так мело, как в начале зимы... Вот уж точно мрак и слякоть.

    Как праздники?

    ОтветитьУдалить
  8. Комфортное ни к чему. Раз в неделю как раз нормально.

    Праздники, как всегда, насмарку. Полетов нет, погода не дает. И она же отбивает желание вылезать наружу. Скучно.

    ОтветитьУдалить
  9. Ну расскажи, хотя бы пару строк - как ты там налетал?
    У нас завтра на работе субботник. Город готовится к празднику. А в Сиднее такие мероприятия устраивают?

    ОтветитьУдалить
  10. Да нормально отлетал. В пятницу напишу и покажу, пока времени нет. Никаких субботников здесь нет. И праздников тоже нет. И вообще, довольно скучно, писать практически не о чем.

    ОтветитьУдалить
  11. А у нас весело... Первые полтора часа на работе реально бодрили - экстремальное программирование в буквальном смысле... (

    ОтветитьУдалить
  12. Это как? Приставили к каждому полицая с электрошокером?

    ОтветитьУдалить
  13. Почти) Отладка на боевом сервере. В рабочее время...

    ОтветитьУдалить
  14. Так это, вроде, не больно.

    ОтветитьУдалить