20 июля 2010 г.

Closer to Perfection

Заждались там? Хорошо. Наперед спрашиваю: вам интересно что делается у меня на работе? Полетами, поди, уже задолбал. Там тоже происходит много чего любопытного. А пока нет ответа на этот вопрос, перехожу на тему по умолчанию.

В воскресенье довелось отлетать рекордное количество времени за один полет - 1 час 48 минут. В результате стала болеть левая рука и правая часть головы. Из плюсов - я разобрался с посадками. Погнали по порядку.

Инструктором на этот раз был Питер. Тони оказался забронированным на весь день, так что остался только он, ну, и Билл Купер, но третьего инструктора сюда замешивать было бы уже лишним. У Тони и Питера разные характеры и разные манеры самолетовождения. Тони всегда держится в рамках ограничений и заставляет меня делать то же самое. Питер же... да вы в курсе что он может отмочить. Впредь буду их чередовать для равновесия.

Самолет наш, VH-NFR, немного задержался. Питер ушел в инструкторскую и, судя по всему, слушал там землю, так как, выйдя оттуда, он сказал, что наш борт уже на стоянке. Пошли к самолету. Погода как и всегда - солнце, тепло, ласточки летают. Эх, не сбить бы птичку. Самолет пока еще был занят - три парня собирали вещи, снимали показания, собирались уходить. Нам они оставили полупустой левый бак. Правый был полным. Что ж вы, ребята, не переключили их? Питер вызвал заправщика, он заправил левый бак до уровня. Там есть металлическая лопаточка в горловине, по ней определяется заполнение. Еще можно туда засунуть палку с отметками уровня. Питер сказал, что если не буду слушаться, он меня будет ей бить.

Полной проверки на этот раз не делали, самолет только прилетел, значит, проверяем только основное. Уже неоднократно рассказывал что да как, надоело. После того как забрались в самолет, закрыли дверь, отрегулировали сидения и пристегнулись, Питер демонстративно сложил руки на груди и замолчал. Намек ясен, достаю клубную книжку "Aeroplane Information. Piper Warrior PA-28-161". Ее я приобрел в клубе неделей ранее, там графики центровки, максимальной скороподъемности, взлетного веса и прочее. А также, что для меня важно, карты контрольных проверок. Открываю Pre-Start Checklist и занудно все проверяю. Запрос на запуск, руление, проверка перед взлетом, запросы, взлет. Все как обычно. Радио целиком на мне.

Вряд ли получится описать все, что было в этом полете, летали долго и по одному и тому же маршруту. Перво-наперво надо было решить что делать с посадками. После первого же касания Питер сразу же взял штурвал на себя. Машина взлетела без газа. "Видишь? Она еще не приземлилась, она еще управляема. Такого не должно быть." Про себя прикинул: "Значит что, держать ее на минимальной высоте пока не свалится с нее?" Начали работать над этим.

Вторая посадка - то же самое. На третьем круге Питер запросил опцию у диспетчера - проход на минимальной высоте без касания - и попросил меня это сделать самостоятельно. Последний дюйм пресловутый. Надо его чувствовать, вот чего он добивался. Что ж, попробую. Питер попросил в случае касания продолжать вести самолет, как будто его не было. Это, несколько коряво, но получилось. Позднее я еще пару раз это проделывал, и начало, вроде, получаться. Питер сказал, что это делается для того, чтобы исключить посадку на носовую стойку ибо она, к примеру, на Cessna 182 очень слабая.

В середине полета Питер сказал, чтобы я отдохнул, а сам повел самолет по кругу. Впервые почувствовал себя пассажиром и смог внимательно посмотреть на землю. Высота каких-то 300 метров, а какое же все внизу маленькое. Попытался открыть форточку. Думал, что она сама распахнется, ан нет. Старик Бернулли таки до сих пор прав - чем больше скорость, тем меньше давление. Ее просто присосало. Отковырял ее ногтями, высунул ладонь наружу. 200 с лишним километров в час, напор страшный. Как гонщикам на этой скорости шеи не сворачивает? Не дай бог такое в морду.

Питер решил показать мастер класс и большую часть круга не управлял самолетом вообще. Довернет и отпустит. Наглядная демонстрация устойчивости машины и бессмысленности ее дергания. На следующем круге я проделал почти то же самое, штурвал только все равно держал.

В конце концов, у меня начали получаться такие посадки, каких хотел Питер - под гудение сигнализации сваливания на минимальной высоте. Хотя, как по мне, так все равно жестковато. Но, по крайней мере, правильно. Путь он показал, дальше пойду сам.

Все время полета самолет управлялся левой рукой. Практически полтора часа. Не то, чтобы это было трудно, но после полета она начала ныть, хотя и не сильно. Так долго круги обычно не отрабатывают. Да и вообще, как я понял, поначалу больше часа в неделю никто не летает. Это потом, когда пойдут дальние полеты с посадками, например, в Канберре, придется брать больше. Я уж жду не дождусь дальних полетов над пустыней, полетов на Piper Seminole и посадок по приборам ILS на военной авиабазе в Ричмонде.

В программе аттракционов от Питера значились еще пара номеров: посадка с креном на одну стойку шасси и взлет с закрылками на 25. Их надо убирать на высоте не менее 200 и очень плавно. Это он проделал сам. Да я, чувствую, еще набалуюсь с этим в следующем полете.
Подробнее вспомнить что там еще происходило, пожалуй, не смогу. Радиопереговоры были, по большей части, на мне, кроме моментов когда Питер запрашивал опции у диспетчера. Бортов на круге было немного, штуки еще две машины и те позади нас. Крутись себе на здоровье.

После посадки Питер оставил самолет на меня и быстро ушел, оправдываясь необходимостью пообедать. Я закрепил штурвал, снял показания счетчиков, пришвартовал самолет, собрал вещи и пошел в клуб. Там дежурные пилоты посмотрели на мои показания и программу полета и засомневались в них: 2 часа полетов по кругу? Один другому говорит: "Проверь, что ли, счетчики у самолета." Я сказал: "Не надо, я заказывал 2 часа, я их и получил." Они на меня удивленно посмотрели. "И сколько же ты кругов наделал? 20?" "Я не считал." Обычно, как оказалось, берут один час и все.

Однако же, теперь стало понятно почему два часа подряд никто круги не берет - устаешь дико и голова начинает болеть не то от перепадов давления не то от банального голода. Я в воскресенье позавтракал в 17 часов после 8 километров прогулки и черт знает какого количества кругов в воздухе и посадок. Ну что, кто хочет в пилоты?

В следующем полете будет феерия юмора: будем отрабатывать аварийные ситуации, подбор площадок и планирующую посадку (gliding approach). Ну, то есть, инструктор убирает газ, закидывает ноги на панель и ждет как ты выкрутишься. Этот полет будет с Тони.

Вот такие воспоминания остались на второй день после полета. Раньше написать никак не мог, я с работы прихожу часов в 9-10. На прошлой неделе и в 11 было. Ужин готовить мне некому, сами понимаете. Какой уж тут блог? Сегодня ради него отрываю час от сна. Кто еще хочет в Австралии работать?

8 комментариев:

  1. Очень даже интересный пост получился, мне понравилось. А сколько стоят твои занятия?

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, ну наконец-то! Конечно, нам интересно, что ты на работе до девяти вечера делаешь... Стенгазету наверное оформляешь? ;)

    Ну ты герой - как обычно задрал себе планку выше некуда) Быстрее,выше,сильнее)) Зачем же так упахиваться? Куда торопишься? После таких перегрузок и удовольствия не будет от твоих уроков.

    ОтветитьУдалить
  3. To Mandarin:

    Так собственно.

    To Anastacia:

    Про стенгазеты потом, соберусь силами и напишу.
    Ну как зачем? Как зачем? Время же идет. Надо что-то делать, еще столько всего успеть нужно. Я в Ухте потерял много времени, теперь догоняю его как могу. А удовольствие будет потом, когда все эти усилия дадут плоды. Тогда и оторвусь, а пока нельзя.

    ОтветитьУдалить
  4. Про боль в руке и голове: не надо на штурвал пенять, сам же рассказал в начале про Питера и измерительную рейку. ;)

    В целом видно, что писал уставший: опечаток больше, чем обычно. Ресурсы организма тоже ограничены, наесться и выспаться впрок нельзя. Поаккуратней там.

    Про завтрак и ужин: а заранее их приготовить нельзя?

    ОтветитьУдалить
  5. Ну Питер не настолько суров, чтобы по голове сразу.

    Опечатки ты где нашел? Запятые, разве что, пропускал. Так я ж посты не прогоняю через спеллчекер. Вот думаю как бы так поесть там. Где-то же пилоты берут еду. Кафе Flyers, что ли?

    В следующий раз будет квест: поезда не будут ходить между Strathfield и Redfern. Придется выкручиваться.

    ОтветитьУдалить
  6. Стюардессы кормят. ;)

    С собой берут lunchbox какой-нибудь. Тем и спасаются. Если каждый раз завтракать в 17 часов, то долго не протянешь.

    ОтветитьУдалить
  7. Стюардесс не полагается. Хотя, среди них, вроде, есть такая мода - учиться на летчика. По крайней мере, пилотесс там навалом.

    Это назвается не lunchbox, а take away. Только я этого домой еще ни разу не брал. Попробую разведать что там на месте делается.

    ОтветитьУдалить
  8. Слушай, у нас по новостям передают, что теперь в обязательную программу обучения бортпроводников включили пилотирование самолета... )))

    ОтветитьУдалить