30 июля 2011 г.

Levels of Art

- But how will I learn to fly?
- Same way as we do everything else in the German Army - from the books of instructions.

- Herr Colonel, what shall I do now?
- Look in the book, fool!

"Those magnificent men in their flying machines".

Здравствуйте все те, кто по какой-то причине про меня не забыл. Хотя, забудешь такое, как же. Но, тем не менее, думается, что я уже превратился для всех читателей в чисто виртуальный персонаж, на страничку которого заходят где-то между башоргом и почтой Google. Это было неизбежно и бороться с этим бесполезно. Я бы тоже так относился к любому из вас, чего уж кривить душой. Как могу стараюсь показать что вижу, чем живу, что ощущаю, пытаюсь донести до вас атмосферу и дух Сиднея и полетов. Но это, наверное, невозможно, хотя я и стараюсь внести некую интерактивность.

Вот возьмем, к примеру, такое явление как театр. Даже если профессионально снять хорошую постановку и показать по телевидению, это будет выглядеть сухо и неинтересно. Там лично побывать надо. К чему это я? Дело в том, что в субботу (это было 23 июля) я сходил в театр. И теперь ломаю голову как бы так это все описать чтобы было хоть немного интересно.

Чего я туда пошел? Да просто надоело ходить кругами вокруг оперы, решил посмотреть что там внутри ставят. В тот день давали постановку Фауста театра Bell Shakespeare. Фауст-то он Фауст, но с некоторыми особенностями: во-первых, это не Гёте, к которому все привыкли, а Марло. Во-вторых, это современная постановка, без сложных исторических декораций и костюмов. Contemporary Art, так сказать.

Перед походом в театр я попробовал найти информацию ней и не нашел практически ничего. Было несколько критических статей, которые давали противоречивые оценки, но это, думается мне, нормально. Выяснил что этот театр обычно вносит больший сексуальный подтекст в произведения, чем это было сделано автором, посмотрел несколько видеороликов и, в целом, получил не шибко-то положительное представление. Ладно, потерплю если что, ничего страшного.

Однако, ничего страшного не произошло, и я убедился, что читать критику и смотреть видео про театр - бесполезная трата времени. Надо идти и смотреть и потом составлять свое мнение. Только так. Мое мнение таково: туда сходить однозначно стоило. Хотя, я, конечно, не эксперт, но мне все понравилось. Ну, разве что, была пара перегибов, но картины они не испортили.

Театр - странная штука. Он оставляет после себя чувства, которые больше ничто не может вызвать. Заряд чего-то необъяснимого. Впервые я это почувствовал, когда побывал в Сатириконе. Это был первый и единственный раз, когда я побывал в театре. Мне тогда тоже понравилось, тем более, что постановка была хорошей, давали Островского "Доходное место". Но это было 6 лет назад. И я все думал сможет ли местный театр вызвать нечто подобное. Ведь, скорее всего, я почти ничего не пойму, ибо текст будет на старом английском, которого я никогда не изучал.

И он смог. Понятно было, действительно, около половины текста (часть его была, вообще, на латыни, и немного на немецком, видать, от Гёте отодрали кусок), однако, театр на то и театр, там показывают действие, а не голый текст. Главное-то игра актеров. А она была замечательной.

Я сидел в третьем ряду, в упор к сцене, и мог видеть все в деталях. Вот необычная вещь, которую может дать только театр: никто не руководит взглядом зрителя. Куда хочешь, туда и смотри. И ни один актер не может расслабиться, зная, что на него никто не смотрит. Смотрят на всех. И все должны играть безукоризненно, второго дубля не будет, нет права на ошибку. Тут уж или ты играешь хорошо, или заваливаешь всю постановку. Как актерам удается все это так отрепетировать?

Играли в современной одежде, Фауст в черных джинсах и рубашке, Мефистофель - в сером деловом костюме, Люцифер  - в строгой тройке, Гретхен - в костюме школьницы. Так бы они и выглядели в современном мире. Но текст оставался все тем же, что сочинил Марло:

Not marching now in fields of Thrasymene,
Where Mars did mate the Carthaginians;
Nor sporting in the dalliance of love,
In courts of kings where state is overturn'd;
Nor in the pomp of proud audacious deeds,
Intends our Muse to vaunt her heavenly verse:
Only this, gentlemen, we must perform
The form of Faustus' fortunes, good or bad:
To patient judgments we appeal our plaud,
And speak for Faustus in his infancy.
Now is he born, his parents base of stock,
In Germany, within a town call'd Rhodes:
Of riper years, to Wertenberg he went,
Whereas his kinsmen chiefly brought him up.
So soon he profits in divinity,
The fruitful plot of scholarism grac'd,
That shortly he was grac'd with doctor's name,
Excelling all whose sweet delight disputes
In heavenly matters of theology;
Till swoln with cunning, of a self-conceit,
His waxen wings did mount above his reach,
And, melting, heavens conspir'd his overthrow;
For, falling to a devilish exercise,
And glutted now with learning's golden gifts,
He surfeits upon cursed necromancy;
Nothing so sweet as magic is to him,
Which he prefers before his chiefest bliss:
And this the man that in his study sits.

Попробуйте честно прочитать это вступление. Сложно? Да, сложно. Но меня поражает другое: то как автор умудрился используя английский язык, который, в общем, не особо приспособлен к стихотворчеству, таким виртуозным образом совместить слова. Я для сравнения посмотрел русский перевод версии Гёте. Детские стишки какие-то по сравнению с этим. Да даже и без сравнения, все равно слабо как-то.

Что еще сказать? Так как постановка современная, то здесь не обошлось без всяких технологичных штук. В основном, это был проектор, который проецировал изображения на занавес, когда надо было показать что-то, не включенное в произведение. Еще его использовали для того, чтобы показать диалог Фауста и Гретхен в тюрьме. То есть, актеры были за занавесом, их снимала движущаяся камера, изображение проецировали на занавес. Это единственный момент когда взглядом зрителя таки управляли.

В общем, театр - это сильная штука. И тем, кто не понимает как же жили люди в 19 веке, когда не было телевидения, интернета и радио, можно сказать одно: а ведь неплохо жили. В чем-то даже лучше. Так что знакомство с такими классическими видами искусств стоит продолжить. В следующий раз пойду на концерт симфонического оркестра в ту же оперу. Это будет Australian World Orchestra, 27 августа. Обещают Брамса и Бетховена. Кстати, в октябре сюда приедет симфонический оркестр венской филармонии. Билетов пока не брал, подумываю над этим.

Однако, вернемся из высот театрального искусства к высотам обычным, физическим, то есть к полетам. В этой сфере произошли большие события и, я надеюсь, они не были последними.

Первое, главное, событие: с меня сняли ограничения, наложенные из-за нарушений цветовосприятия! Прислали новый медицинский сертификат, где вместо трех ограничений (не годен к ATPL, не годен к международным полетам, должен носить очки), было только одно, последнее. Да хоть две пары сразу, главное сделано, битва выиграна. Но война еще нет.

Второе по значимости событие: я, наконец-то, сдал экзамен PPL. Это событие не столько важное сколько долгожданное и многократно откладываемое. Вот о нем-то я сейчас и попробую рассказать. Фотографий не будет, я предупредил.

Итак, 24 июля. С чего я всегда начинаю все рассказы о полетах? С того же, с чего и начинается подготовка к полету: с анализа метеорологической ситуации. Она была так себе: в субботу был дождь, ночью тоже был дождь. И на понедельник давали то же самое. Но в воскресенье, между утренним и вечерним дождем, образовывалось окно относительно нормальной погоды, хоть и с облаками, но достаточно высокими. И это окно было только на севере, куда и был запланирован полет. План полета:

YSBK-PRT-PENH-PAA-YWVA-YCNK-SGT-YDEN-MQD-BBG-PSP-YSBK

Ооо, сложно-то как выглядит. А вот так лучше?

Bankstown
Parramatta
Pennant Hills
Patonga
Warnervale
Cessnock
Singleton NDB
Denman
Mount McQuoyd NDB
Brooklyn Bridge
Prospect
Bankstown

В общем-то, обычный маршрут на север, в Cessnock, только с залетом дальше, до Singleton. Я его подготовил еще месяц назад, но не было возможности по нему лететь. Дождался, наконец-то.

В клубе ничего интересного не было, поговорил с Биллом, рассчитал все, что нужно, пошел к самолету. По пути поговорил с заправщиком на тему того куда мне рулить для дозаправки. Из-за дождей стоянки размокли, и заправщики по ним не ездили, так что приходилось запускать двигатели и рулить к ближайшему асфальту.

Пока копался в самолете, подошел Билл, спросил проверил ли я уровень масла, узнав, что пока еще нет, он его проверил сам, сказал, что маловато, и пошел в клуб за канистрой. Я начал обычную проверку самолета. Судя по записям, он не летал 5 дней. Это из-за дождливой погоды. Когда начал сливать топливо для проверки на наличие воды, первая проба из правого бака оказалась состоящей целиком из воды. Вот такого еще не было. Бывала половина тестера, но чтобы целиком, без капли бензина, такого не было. Пришлось раз 10 лазить под крыло пока не убрал всю воду из бака. В левом воды было меньше, где-то за 4 раза всю слил.

Закончил осмотр, начал раскладывать свои вещи в салоне, сидя в дверном проеме. Сзади подошел Тони, поздоровался. Он в то утро летал с Питером, проверял его для какой-то надобности. Больше у него полетов в тот день не было. Постояли, поговорили. Перед прощанием, я отдал ему модель Ту-154, которую надеялся подарить после полета в случае положительного решения Билла. Но Тони к тому времени уже бы не было в клубе, что ему там делать 3 часа? А таскать эту коробку с собой больше не хотелось.

Пришел Билл, залил масло, и сказал, что он для меня сегодня обычный пассажир, и мне надо просто провезти его куда надо. Уложил свои вещи в самолет, вышел и закрыл дверь. Я вызвал по радио заправщик, сказал ему куда буду выруливать. Залез Билл (чего он выходил-то?), я слегка растерялся, не зная что делать: полную проверку перед стартом, или просто запуститься, дорулить до асфальта, заправиться, и уже потом делать нормальный старт. Билл сказал, что это всегда хорошая идея - делать полную проверку. Ну, погнал по чеклистам.

Запустился, вырулил, доехал до асфальта, остановился. Подъехал заправщик, мы вышли из самолета. Залил 134 литра бензина. Такие объемы характерны, скорее, для грузовиков, а не для маленьких самолетиков. Снова проверка, слив топлива, запуск, руление, взлет.

На взлете подвел диспетчер: выпустил нас сразу же за Цессной, которая, как назло, следовала тем же маршрутом - правый отворот на север. А я же на Piper "Бешеная табуретка" Archer. Я не могу лететь так же медленно как Cessna. И высоту я набираю куда быстрее его. Что делать?

Для начала просто протянул подальше в направлении полосы, чтобы подотстать, но после разворота на север снова уперся в него, хотя он продолжал набирать высоту, а я оставался на своей. Чтобы его обойти сделал доворот вправо, потом влево с тем расчетом, чтобы он оказался слева, в поле моей видимости. Потом дал газ и обогнал его. Когда он исчез из поля зрения где-то сзади, наконец-то начал набор.

В этот день, как ни странно, я не испытывал вообще никаких проблем с навигацией. Все ориентиры были там, где и ожидались, хорошо различимые. Да и на меня самого нашло какое-то спокойное настроение, дескать, сейчас медленно и без суеты все сделаю. Были, конечно, ошибки, о них я расскажу потом.

Так вот спокойно долетели до Cessnock, где нужно было сделать 3 круга: обычный, без закрылков, и планирующий заход. Билл ничего не говорил, только время от времени что-то записывал. Я как-то посмотрел что он пишет: после того, как я отрегулировал смесь, он написал "Leaning - good". Дотошный мужик.

А в Cessnock творился бардак в эфире. Там на общей частоте работают два аэродрома: Cessnock и Maitland. И доклады всех бортов шли непрерывно: этот заходит в Cessnock, этот пролетает над Maitland, еще кто-то где-то сбрасывает парашютистов, тот рулит по полосе... Выслушав все это дело, пришел к выводу: в Cessnock активна полоса 35, значит круги будут правыми, так написано в ERSA. Доложился в эфир, запросил давление на уровне моря. Какой-то из бортов через некоторое время сказал его мне. Тут надо отметить, что в Cessnock нет диспетчеров и ATIS, поэтому, чтобы сказать мне давление, какой-то мужик на земле выставил на своем высотомере уровень аэродрома над морем (211 футов), и посмотрел какое давление он показал, потом доложил это давление в эфир. Спасибо.

Пролетаю на высоте 1700 футов чуть левее полосы, смотрю на указатель ветра. Он показывал строго северный ветер. Хорошо, делаю два разворота направо, докладываю в эфир что вхожу в круг, и снижаюсь до 1200. Дальше - обычная посадка. Получилась хорошо, мягко, с непривычки (месяц не летал) дал газ до того, как убрал закрылки. Не смертельно, но не надо так делать, нерационально. Взлет. Выдал в эфир нечто нечленораздельное насчет своих намерений. Стормозил.

Второй круг - без закрылков. Все то же самое, но впереди болтался однотипный. Он приземлился и начал рулить по полосе, ибо там не так много мест где можно с нее свернуть. А я висел на глиссаде и сверлил его взглядом чтобы он поскорее освободил полосу. Лишь когда я оказался где-то за 300-400 метров до торца, он все таки свернул на рулежную дорожку. Посадка оказалась еще лучше первой. Почему-то посадки без закрылков получаются лучше нормальных. Взлетаю, готовясь делать еще один круг, но Билл сказал лететь прямо на Singleton, благо тот был как раз в направлении взлета. Значит планирующей посадки не будет, это хорошо.

Летим в Singleton. Там все просто, это радиомаяк. Настроил, послушал морзянку, проверил, лети себе куда стрелка показывает. Я начал было набирать высоту, но уперся в облако, и снизился футов на 500. Билл попросил показать крутой разворот на 360 градусов вправо. Показал. Неплохо получилось, вроде. Интересное дело: у Archer столько дури, что он даже в процессе разворота продолжает разгоняться. Перед выполнением крутых разворотов положено давать полный газ, поэтому и такой результат. Самолет все больше разгоняется, перегрузка понемногу растет и на выходе машина вылетает из виража как из пращи.

Пролетели Singleton, развернулись на Denman. Тут сложность была в том, что я никогда не летал там и не знал как он выглядит. Сверился с картой, нашел там чуть южнее пути следования аэродром Warkworth. Подлетев к нему на 10 миль доложился в эфир о пролете его зоны. Другой борт там выполнял аэрофотосъемку. Запросил у него его высоту. Оказалась той же, что и у меня (кажется 3000). Сказал ему, что спущусь на 2500. Договорились.

Ну, и тут Билл внес коррективы. Сказал следовать прямо на аэродром Warkworth, который я, благо, разглядел издалека, а от него проложить путь к Mount McQuoyd. Развернулся над аэродромом, примерно прикинул направление, и сел за расчеты. Да, прямо в кабине, на коленях, нарисовал линию на карте, измерил угол транспортиром, расстояние карандашом (не спрашивайте как), достал CR-2, вычислил время в пути и примерное время прибытия. Записал, доложил Биллу, он тоже записал. Летим дальше.

Дальше Билл попросил надеть козырек и летать до McQuoyd по приборам. Воздух на участке был, в основном, стабилен, хотя, сначала и пришлось побороться с машиной. Но потом стрелки встали как вкопанные и я шевелил штурвалом буквально по миллиметрам. Так и пролетел минут 15-20. Люблю я летать по приборам.

Над McQuoyd стрелка АРК развернулась на 180 градусов, стало быть точка пройдена. Время прибытия отличалось от расчетного на одну минуту. А ничего, точно рассчитал все. Летим на Brooklyn Bridge. Настраиваюсь на радиомаяк Calga. Он хоть и в стороне, но в качестве ориентира сойдет. При подлете к мосту дал маху: там начинается контролируемое воздушное пространство выше 2500, а я висел на 3500. Пришлось резко снижаться, с вертикальной где-то 2000 футов в минуту. По ушам дает неплохо. Некрасиво это все, проворонил снижение, надо было на пару минут раньше снижаться.

Спустился на 1500, погнал в сторону Hornsby. Там, по идее, есть несколько наземных стробоскопов, но я их не видел. Зато был надежный ориентир от Тони: электроподстанция Galston. Западнее нее залетать нельзя, там военная зона Richmond. Поэтому я пролетел достаточно близко к ней, но слева. Следующая точка - Prospect. Уже почти и дома.

В Bankstown творилось примерно то же, что час назад было в Cessnock: дурдом. Задолго до подлета к Prospect слушаю ATIS чтобы разобраться заранее что там за полоса используется. Все та же, 29. Прикидываю схему захода. Над Prospect запрашиваю заход, получаю разрешение. И тут то же самое делает другой борт, в том же месте, на той же высоте. Быстро снижаюсь на 200 футов и смотрю по сторонам. Никого. Билл сказал вернуться на свою высоту. А где же тот борт? Где-то за нами, видимо.

Заход получился нормальным. Единственная проблема - на круге болталось еще два борта впереди. Это как-то много, обычно или один или никого. Захожу в круг, проверяю все, делаю 3-й разворот и вижу, что на правую полосу как раз садится однотипный, но, в отличии от Cessnock, он был ближе и не успевал убраться с полосы. Быстро прорываюсь в эфир и запрашиваю центральную полосу. Дали добро. Ну, слава богу, захожу, сажусь. Посадка вышла с глюком: высокое выравнивание. Уронил машину. Немного неприятно. Хотя, не так уж и страшно.

После заруливания на стоянку делаю еще одну ошибку: забываю проверить магнето перед выключением двигателя. Вспомнил об этом через две секунды после того, как перекрыл ему топливо. Блин. Ну, все, отлетал на сегодня.

Билл собрал вещи, привязал самолет и сказал, что встретит меня в клубе. Хм, в прошлый раз он сразу сказал, что я сдал экзамен. Нехороший знак. Собираю вещи, иду в клуб. Там обнаружился Тони, который сидел и разговаривал с кем-то. Чего он там, интересно, делал 3 часа? Меня ждал, что ли? Может быть.

У кассы образовалась очередь, в которой я был третьим. Ходил-бродил вокруг да около, не дождался ничего. Подошел Тони и спросил как теперь быть с подаренным самолетом: отдавать обратно или нет? Дык не знаю пока, Билл ничего не сказал. Немного поговорили, и Билл, который тоже ходил все время где-то рядом, видя, что дело на кассе движется медленно, позвал нас к себе в кабинет.

Там он поздравил меня с тем, что экзамен я сдал. Ну и, как всегда, пропесочил все мои ошибки:

1. Я два раза забыл переставить код транспондера при переходе между зонами разных классов. Это я уже и так понял.
2. Я не пользуюсь картами проверок в полете. Тоже знаю, просто ума не приложу куда их пристроить в самолете. На это он ответил, что можно нарисовать диаграмму последовательности действий в полете. Что-то вроде точка-действие-действие-точка-действие... Надо будет попробовать.
3. Терминология при передаче широковещательных сообщений на частоте CTAF: начало сообщения "traffic <место>" конец сообщения "<место>", а не "<место> traffic".
4. Забыл добавить смесь на снижении. И включить обогрев карбюратора. И само снижение начал поздно (это о том, которое у Brooklyn Bridge).
5. При наборе высоты надо сначала поднять нос, потом давать газ. Я это делал одновременно. Для Archer это не страшно, а для самолетов с изменяемым шагом винта могут возникнуть проблемы с оборотами. Правда, я пока не понял почему. Разберусь в процессе полетов на Seminole.

Мелочи, в общем-то, кроме пунктов 1 и 2. Попробую исправиться.

Ну, вот и все. Пожали друг другу руки, и мы с Тони вышли. Тони предложил мне сэндвич с кофе и поговорить. Не откажусь. Вышли под веранду, сидим, разговариваем. Я ему задвигаю про космические исследования, он слушает. Меня ж как понесет - не остановишь. По ходу дела попросил у него подумать над тем, чтобы поработать со мной над CPL. Он обещал.

Подошел какой-то мужик, поздоровался с Тони, узнав, что я сдал PPL пожал руку. Как какой экзамен сдашь, так все бросаются руку жать и задавать вопросы. Приятно, но непривычно. Тот мужик, оказывается, летал в Warnervale, о чем мы тут же начали разговаривать. Хитрый это аэродром, со своими тонкостями, о которых я уж тут не буду писать.

Закончили разговаривать с Тони, попрощались, я забрал рюкзак, подошел к велосипеду и позвонил родителям. Skype в телефоне - великая штука. Дальше - домой.

Что ж, первый этап пройден. Я - пилот. И, наконец-то, могу гордиться своим делом, пусть оно и на любительском уровне. Что дальше? Ну ведь вы же и так все прекрасно понимаете. Чего ради я так долго бился с медициной по поводу цветовосприятия? Зачем получаю допуск на Seminole? Чего я, вообще, в Австралию заявился?

В четверг прошел медосмотр для первого класса. Результаты обнадеживают, хотя что там в анализе крови я так и не знаю, и еще к тому же предстоит посетить офтальмолога во вторник. Мой старый знакомый доктор Лилиенталь сказал, что все будет нормально.

А значит... если все и дальше будет в порядке, я пойду в коммерческую авиацию. Это будет долгий и нелегкий путь, в конце которого еще неизвестно что будет. Возможно, что и ничего. Но если его не пройти, то так и не узнаешь было ли там что-то. Во всяком случае, небо стоит того, чтобы посвятить ему всю жизнь.

Трек вот:



P.S.: А 18 августа в Сиднее пройдет событие под названием "A Day of Real World Performance", организованное австралийской группой пользователей Oracle (AUSOUG), на котором будет Том Кайт. И я там буду!

5 комментариев:

  1. Еще раз поздравляю с получением PPL. Рад, что исполнение мечты стало на один шаг ближе.

    Про театр ты не написал главного: тебе понравилось?

    Если судить по описанию персонажей, то можно представить такую трактовку: свободную личность искушают представители Системы (финансовой или политической не важно). Интересно, вкладывал ли постановщик такой смысл?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо.

    Театр мне понравился, я, кажется, это дал понять сразу.

    Трактовки там никакой не было, текст был старый, каноничный. Разве что костюмы современные и некоторые спецэффекты добавили. А так, вообще, ничего не коверкали.

    ОтветитьУдалить
  3. Артур, поздравляю. Желаю удачи на пути к CPL. А театр, это здорово. Сам помню долго ходил под впечатлением после посещения театра в Петербурге.

    ОтветитьУдалить
  4. Не зря, значит, самолет подарил, все успешно) Еще раз поздравляю!
    Умеешь ты сохранять интригу - уже ведь знала результат, но пока читала даже понервничать умудрилась))

    С нетерпением жду отчет о встрече с Кайтом!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо еще раз. А чего нервничать-то? Я же ничего леденящего душу не рассказывал.

    ОтветитьУдалить