28 июня 2010 г.

All My Circuits

Хоть сегодня и понедельник, пост, как вы понимаете, будет повествовать о событиях воскресенья, хотя я все меньше и меньше уверен в том, что поступаю правильно, рассказывая о полетах так подробно. Кто там помимо Коли и Александра меня читает? Вам оно как? Надо?

Предисловие закончил, перехожу к полету. В отличии от прошлого раза, полет был один и не такой ранний, проснуться пришлось в 7. Посмотрел погоду аэродрома:

METAR YSBK 262100Z AUTO 33004KT 9999NDV // NCD 04/02 Q1021 
RMK RF00.0/000.0

Вот холодина-то. Снова холодный поезд серии S, снова точка росы рядом, снова мокрый холодный самолет, который придется готовить по долгой программе. Но это даже интереснее. Облаков нет. Всю неделю на воскресенье давали дожди. Я начал бояться, что могут полет и отменить по ветру или видимости, по зоне мы летаем чисто визуально. Если видимость плохая, то и врезаться в кого-нибудь можно. А вот с другой стороны хотелось бы полетать в облаках. Пока что иначе как в чистом небе я не летал. Что это за небо без облаков? Хотя, в полете по кругу мы так высоко забираться явно не будем.

Как добраться до аэродрома я уже писал. В клубе Питера не было, летал где-то. Побродил там, подождал. Он пришел, взяли вещи, пошли к самолету. Самолет был холодный, то есть сегодня еще не летал. И весь в росе. Долгая программа предполетной проверки - это детальный осмотр самолета и двигателя с шевелением всего, что шевелится. Сначала включаем все огни и бежим вокруг самолета, проверяя их. АНО работают, стробоскопы тоже, проблесковый маяк и фара в норме. Вырубаем аккумулятор, выпускаем закрылки, проверям как оно там все держится. Питер взялся за конец стабилизатора и покачал его. То, что он почувствовал, ему не совсем понравилось. Я тоже покачал и ничего не понял. Люфта, вроде, нет. Кажется, что стабилизатор немного изгибается. Пошли к другому самолету, проделали то же самое. Да, вроде, так же. Хорошо, к третьему самолету. Вот там жестче, как и должно быть. Нет, летать с этим можно, но надо бы это дело записать, чтобы техники посмотрели. Под капотом оказался подозрительно чистый двигатель. Видимо, новый, недавно поставили. Рама, распорки и стойка шасси сверкали краской. Явно новые.

Залезаем в самолет. Кабина не совсем привычная, приборы другие. С виду, все в очень хорошем состоянии. Проверям по карте все, что требуется, разбираемся с бумагами, снимаем показания счетчиков. Запускаемся. Питер дал побаловаться радио, выставляя частоты и номер транспондера. И даже больше, сказал мне запросить руление у диспетчера. К сожалению, я не смог сразу запомнить что надо было ему сказать, так что Питер уж сам.

Полеты по кругу здесь осуществляются с другой полосы - 29L. Она самая короткая и узкая. Рулить до нее надо было вокруг остальных полос. Дорулил до кармана, остановился, взял ручной тормоз, начал гонять двигатель. Все нормально, запрос на исполнительный. Пока нельзя. Ждем. Полоса эта оказалось весьма загруженной, все тренировались летать по кругу. Пока стояли, могли наблюдать как студенты сажают самолеты. Не для слабонервных эта картинка. С такими кренами над торцом надо угонять на второй круг. Хотя, кто как. Пока стояли, к нам подрулили еще 2 Цессны. Очередь. Пока делать нечего отстроил гирокомпас по магнитному и выставил указатель курса на 290 градусов. В полете пригодится, когда надо будет делать точные повороты на 90 градусов.

Получено разрешение, рулим на исполнительный. Первый круг будет делать Питер, потом я. Сказал держаться одной рукой за штурвал. Сразу бросилась в глаза его странная манера взлета - разгонялся по земле чуть ли не до 70 и только потом тянул на себя, хотя положено на 55. Чего это он? И тут я понял, что никогда еще в жизни не видел как взлетают другие пилоты. Всегда делал это сам. Поэтому так бросилось в глаза, хотя, может, это и нормально.

Так как полоса левая, то и коробка тоже левая, чтобы не пересекать пути самолетов с других полос. После взлета летим немного прямо, дальше делаем поворот влево с набором высоты. На высоте 400 отключаем топливный насос. Питер это делать постоянно забывал, так что это делал я. Не так уж это обязательно, но все же процедура должна выполняться же, в конце концов. Пролетаем немного по прямой, еще раз влево. На высоте 1000 выравниваемся, триммируемся, смотрим за другими бортами. Перед нами висел Пайпер, но достаточно далеко. Где-то в районе траверза торца полосы запрашиваем посадку с касанием, врубаем помпу, ждем когда аэродром окажется где-то под 45 градусов от хвоста и делаем еще один левый поворот. После него выпускаем закрылки на 25 градусов и начинаем снижение. Если потребуется, то и на все 40 градусов. Это потребуется позже. Еще раз влево, заходим на посадку. Получаем разрешение садиться с касанием. Садимся, подтормаживаем, убираю закрылки и получаю управление в свои руки.

Полный газ, скорость 55, взлет. Все как по учебнику. В принципе, полет по кругу ничего особенного собой не представляет. Надо просто попрактиковаться. И головой вертеть. Сложности бывают с остальными самолетами, которые крутят карусель на круге. Вот тут пришлось поизвращаться: сбрасывать скорость на обратном курсе и выпускать закрылки пораньше. Питер таки заставил меня пару раз сделать запрос на посадку у диспетчера. Сделал дикторский голос и выдал в эфир сложнейшую тираду:

Bankstown Tower, November Foxtrot Romeo, downwind, for touch-and-go.

Надо бы раздобыть учебник по радиообмену.

Первый мой круг был неплох, посадка хорошая, самому понравилось. Кто там выделывал кренделя над торцом? Я вам покажу как сажать надо. Погнал на третий круг и совершил ошибочку - не заметил Цессну, выходящую из второго разворота. Она-то была слишком далеко, чтобы представлять опасность, но слишком близко для нас, диспетчер мог угнать на второй круг. Тормозил чем мог. В суматохе (ну, это мне казалось суматохой) проскочил высоту и залез на 100 футов выше. Пришлось спускаться. На глиссаде с опаской следил как эта Цессна садится. Эх, угонят на второй. Хотя, это ведь тоже полезный опыт.

Но Цессна каким-то чудом на бог знает какой скорости свернула с полосы и нам дали посадку. Сажусь. Питер, как обычно, решил показать Кузькину мать и заставил меня держать самолет в полуметре над полосой до полного сваливания от потери скорости. В итоге свалился на 45 узлах. У земли можно. Упаси бог на глиссаде так.

Закрылки убрать, полный газ, взлет. Ох и непривычно это - рулить левой рукой. Правая все время на секторе газа. Сажать, кстати, тоже приходилось левой. Снова заморочки с отставанием от других бортов, но уже начал входить во вкус. И совершил небольшую ошибку - перелетел линию полосы. Совсем немного. Питер взял штурвал и дал крен под 45 градусов, чтобы поскорее вернуться на нее, рядом ведь проходят глиссады других полос. Я вцепился в штурвал пытаясь сделать хотя бы 30, но он пересилил. Будет наука, на Пайпере так, оказывается, можно. Это все происходило с полностью выпущенными закрылками. Ту-154 нас бы поубивал за это. У меня от него остался железный рефлекс - крены не больше 30 градусов.

Третий и четвертый круги особо не запомнились. Были помарки, проскакивал высоту футов на 50. Посадки, же все, удались хорошо. Немного мешал боковой ветер. Страшного ничего нет, просто эти порывы неожиданно уводят нос в сторону. Упреждения взять никак не получается, это же порывы. Питер когда-то говорил в таких случаях пользоваться педалями. Но я этого делать не хочу. На больших бортах это не помогает, лучше сразу себя приучать к строгости большого лайнера. Полезнее будет.

После четвертого круга надо было садиться и сруливать с полосы. Сруливать пришлось в самом конце полосы, там из торца выходит рулежная дорожка. Я сильно не тормозил, зная, что за нами висит борт и надо поскорее убраться с полосы. Памятуя как быстро Цессна освободила ее, решил проделать то же самое и на высокой скорости повернул в сторону. Мда. Больше так делать не буду. Самолет аж накренился так, что хотелось штурвалом этот крен убрать. Жестко получилось, хотя, Питер никак не отреагировал.

Рулим на стоянку. По пути замечаю на стоянке знакомый силуэт - Як-52. Ты как сюда долетел, родной? Засмотрелся на Як и чуть не съехал в траву. Блин, внимательнее! Питер, опять же, никак особенно не отреагировал. По пути разминулись со спортивным Red Bull, который я фотографировал в прошлый раз. В авиации принято расходиться левыми бортами, как и на автомобилях в большинстве стран мира. Зарулил на стоянку, выключаемся. Фу, отлетал.

Вышел из самолета со звенящими ногами. Такое ощущение, наверное, бывает у водителей. Налетал 1.1 часа, чуть больше положенного. Идем в клуб. По пути Питер сказал, что все получается хорошо. Я посетовал на то, что очень много мелочей упустил из вида. Он тогда спросил сколько я уже налетал. Ну, где-то 4 часа. Он сказал, что обычно так как я начинают летать после 12-13 часов. Так что все нормально. Спросил есть ли у меня студенческая лицензия. Пока жду. Видимо, он начинает думать когда мне доверить самостоятельный полет, без лицензии этого делать нельзя.

Вот так все прошло. Обычно после каждого полета я стараюсь сделать какие-то выводы, на что обратить внимание, над чем поработать. Здесь всего один вывод: надо быть внимательнее.

Недавно попробовал полетать на таком же самолете в симуляторе X-Plane, попробовать его посваливать. Ответственно говорю, что так, как в X-Plane, самолет не летает. Там он не сваливался вовсе, а сразу делал полубочку. Хотя настоящий самолет я как только ни валил, ничего такого он не делал и не пытался. С одной-то стороны только благодаря симулятору я и научился летать, а с другой... ну не так себя ведут самолеты в воздухе. Управляются не так, на рули реагируют не так резко, нагрузки на управлении не такие. Реактивного момента пропеллера я не чувствовал, хотя в симуляторе боролся с ним отчаянно. Триммер тоже работает не так, он как-то мягче у реального самолета. Приборы - да, они в порядке. Так меня все равно от них все время оттаскивают. Да я и сам стараюсь на особо смотреть на них. Вообще, симулятор приучает к строгости полета, к точному выдерживанию параметров. А здесь, такое ощущение, что приучают к разболтанности. Скорость? Да, плюс-минус 10 узлов, ерунда. А у Ту-154 от такого и закрылки вырвать может, на некоторых машинах. Крен? Вообще не смотри на него. Я уже писал что будет с Ту-154 в этом случае. Скорость выпуска закрылков... да выпускай, нормально уже. Режим двигателя уменьшить для экономии ресурса? До лампочки, газуй. А реактивные двигатели после 5 минут такого режима глохнут.

Следующий полет, как обычно, через неделю. Даже два. Правда, с другим инструктором - Тони Беллом. Питер оказался забронированным на весь день. Посмотрим что покажет новый человек.

27 комментариев:

  1. Надо, надо) Читают) Иногда, правда, с опозданием: на работе работать заставляют, представляешь?! :))

    "...никогда еще в жизни не видел как взлетают другие пилоты. Всегда делал это сам..." Нет, ну вы зацените, как звучит! )))

    А к строгости лайнера себя приучать зачем?... Неужели ты... ? %-0 Ту??? Развей мои страшные сомнения!

    ОтветитьУдалить
  2. А меня Коля просветил ;-) Артур оказывается долго летал на симуляторе Ту-154. Читая блог, общаясь с Колей у меня кажется начала просыпаться страсть к самолетам... Вернусь из Питера - поставлю симулятор :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Привет. Отлично все излагаешь. Интересно читать, хоть я и не "болею" самолетами. Жалко только фотографий нет :( Прийдется срочно искать, кому тебе доверить фотоаппарат во время следующего полета :) Надеюсь это будет симпатичная девушка, а полет будет вашим первым свиданием :) Нужно совмещать приятное и полезное ;)

    ОтветитьУдалить
  4. To Anastacia:

    Какие сомнения рассеять? На Ту я летать не смогу в любом случае, их здесь нет и не будет. И в России их скоро не будет. А к строгости приучать затем, что летать надо красиво. Или не летать совсем.

    To AweX:

    Давай-давай, от меня уже 2 человека заразились :) У женского пола, правда, иммунитет в виде страха, не берет их эта зараза.

    To Mandarin:

    Свѣдений о налiчии оныхъ на складахъ мѣстныхъ мануфактуръ покамѣстъ нѣтъ.

    ОтветитьУдалить
  5. Свидание в самолете - штука чреватая. А вдруг слабый вестибулярный аппарат? Весь полет с пакетом? Хорошее свидание, да :)

    ОтветитьУдалить
  6. Зато будешь знать наверняка, понравиться она тебе или нет : D

    ОтветитьУдалить
  7. Ага, а для интенсификации процесса сажать их по двое сразу, залетать в турбулентность и наблюдасть с секундомером кто первая не выдержит. Наблюдения проводить по нескольку раз, данные занести в таблицу, вычислить средние цифры, помножить на коэффициент обалдения, силу звукового давления от крика ужаса после свалиания, ввести коэффициент зелености цвета лица, экстраполировать на пару часов вперед, ранжировать...

    Так, все, мне пора спать.

    ОтветитьУдалить
  8. И запатентовать свое открытие в выборе второй половики для будущих пилотов :)))))))))

    ОтветитьУдалить
  9. Какой кошмар! Мужчины! Ничего не понимают в девушках :)) Она же в полете разнервничается: начнет дергать штурвал, тянуть газ, выпускать закрылки, шевелить элеронами и настраивать гирокомпас. Не дай Бог, еще до педалей дотянется!.. ))

    ОтветитьУдалить
  10. Разнервничается от чего?
    А я не буду объяснять как это все делается. И вообще на задние сидения сажать буду, нечего тут нарушать ход наблюдений.

    ОтветитьУдалить
  11. Вот. Вот! В этом все мужчины: запнут куда-нибудь в угол - сиди и не высовывайся))

    ОтветитьУдалить
  12. Эээ. А что, руки к штурвалу тянутся? Правда?

    ОтветитьУдалить
  13. Мммм... если уж я бы попала в кабину пилота... ) :)) Почему бы и нет? )

    ОтветитьУдалить
  14. А таких пилоты вообще недолюбливают: ни с кем штурвалом делиться не хотят. :)

    ОтветитьУдалить
  15. Ой, здравствуйте, Николай! Как у там в Питере? Какие впечатления? На работу-то вернешься?

    ОтветитьУдалить
  16. И тебе привет, Настя!

    Питер еще стоит на месте, а на работе я появлюсь в понедельник - никуда от нее не денусь. :)

    А впечатления я только завтра расскажу, пока рано.

    ОтветитьУдалить
  17. Да?... Ну ладно, будем ждать до завтра. А Саша? Он тоже завтра докладываться будет?

    ОтветитьУдалить
  18. Саша в полном восторге. Но метро ему больше московское нравится.

    ОтветитьУдалить
  19. Там что, самоходные лестницы кошернее?

    ОтветитьУдалить
  20. Коля, я слышала, тебя можно поздравить? :)) Ура!!! Ты, как всегда - лучший! ))

    ОтветитьУдалить
  21. Коли тут нет. Есть я. И то на работе :)

    ОтветитьУдалить
  22. )) Ну и ты можешь за него порадоваться: первое место на конкурсе в Питере.

    ОтветитьУдалить
  23. Жуть. Подождем комментариев от самого. Я погнал домой.

    ОтветитьУдалить
  24. Поздравления буду принимать в понедельник лично. Артура это тоже касается. ;)

    ОтветитьУдалить
  25. Так я, вроде, уже. Что, понравилось?

    ОтветитьУдалить
  26. Шутка была про личное присутствие в Ухте. :)

    ОтветитьУдалить