26 апреля 2010 г.

Foxtrot Tango Uniform

Сочинение на тему как я провел выходные. Подробностями с работы постараюсь не загружать. Поехали.

В субботу кроме похода в магазин за продуктами ничего не было. А в воскресенье здесь был Anzac day. Что-то вроде нашего 23 февраля и 9 мая одновременно. Поминают павших воинов Австралийско-Новозеландского армейского корпуса, участвовавшего в Первой Мировой. Собственно, никакой особой истории у этого корпуса нет: их выкинули в залив Галлиполи в Турции, турки (даже не немцы, а просто турки) им вломили, перебили 8 тысяч, их и эвакуировали. Всего делов. Однако здесь их память чтят неприкасаемо. Вообще, это день считается днем национального самоопределения Австралии, так как австралийцы впервые воевали как австралийцы, а не колониальные войска. К тому же этот корпус за век успел обрасти кучей легенд, которые никто и не пытается опровергать. Например, легенда о Джоне Симпсоне. Там говорится о том, что он, будучи полевым врачом (или что-то типа того, я не знаю что такое stretcher-bearer), за 3,5 недели вытащил с поля боя 300 раненых с помощью своего осла. Получается больше 10 человек в день. Ну он мужик.

Ежегодно 25 апреля во всех городах Австралии и Новой Зеландии проходят торжественные парады. На этот раз я в гущу событий не попал: проснулся в 10.20 утра, когда действо уже вовсю шло. К тому же на улице был дождь. Зато все показывали в прямом эфире по телевизору. Зрелище на любителя. Просто идут толпами по улицам ветераны с наградами, просто нынешние военные, какие-то волынщики с барабанщиками. Кое-кто даже не инвалидных креслах. И это все часа на 2. Ничего они тут в парадах не понимают. Вот на Красной площади - это да, парад. Побатальонно, строевым шагом под марш оркестра из 1000 музыкантов, вот парад. А если еще плац-концерт, то это просто неповторимо. А тут так, пафоса слишком много.

Но, тем не менее, в город выбраться было нужно. Я планировал в парикмахерскую зайти. Ну, и погулять там заодно. Дождался солнца, поехал. Поезд - Tangara. Внутри вот такой:


В парикмахерской никого не было, и хозяин уже, вроде, закрывался. Но меня таки постриг. Хорошо, идем дальше. Куда? Ну так в The Domain, на какаду смотреть. Ну нравятся они мне, ничего не могу поделать. Гулял там где-то час. А что, погода хорошая, травка зеленеет, птички поют (кроме какаду, это далеко не соловей). Вот, нашел уточек:


Гуляю дальше. Обошел Mrs Macquarie's Chair, поглядел на местную базу ВМФ. Там стоит циклопических размеров кран:


Собрался уже уходить из парка, нагулялся уже. Но что-то дернуло остаться и зайти в Royal Botanic Gardens. А там, на какой-то деревяке сидела пара какаду и ухаживали друг за другом:


А рядом на дереве парочка лорикетов делает то же самое:


Как-то обыденно это уже стало. У меня по району толпы таких летают со свистом.

Мимо прошла пожилая пара, дошли до скамейки и начали бросать хлеб птицам. Собрались голуби и ибисы. Один из тех двух какаду слетел на землю, посмотрел что там делается, неспеша продошел к этой скамейке, сел на ее спинку и стал ждать. Ему давали хлеб с рук, он ел. Потом прилетели еще 3 какаду. Я не выдержал и попросил меня с ними сфотографировать. Мне дали хлеб и... сами смотрите:


Извините за качество, снимал не я. Думаю, более счастливой физиономии у меня никто не видел. Вот примерно об этом я и мечтал в детстве. Чего же не улыбаться?

Птички оказались на удивление интеллигентными. Хлеб из рук не рвали, не кусались, шума не поднимали. Я видел предупреждающие знаки о том, что они кусаются, но они этого делать даже не пытались. Обычно попугаи, сидя на плече, начинают кусать ухо. Такого тоже не было. Когтями особо не царапались. Спокойно сидели, ждали когда им чего-нибудь дадут. Проблема вот была как их с себя снять. Сидят и все тут, хорошо им так. Я уже начал прохожим предлагать взять птичку. Но с этим разобрался, спустил их на скамейку.

Обратно возвращался через Martin Place и станцию Wynyard. На Martin Place, как и ожидалось, было небольшое столпотворение у памятника Anzac:


Все, домой. Впечатлений набрался выше крыши.

Сегодня, 26 апреля, я впервые совершил полет на самолете за штурвалом. Начинаю с предыстории.

Вообще говоря, я еще в Ухте думал о том как бы здесь полетать, но пока было не до того. Только месяц назад начал искать возможности. Первая летная школа, с которой пытался связаться, меня игнорировала. Это была Basair. Не отвечают на письма и все тут. Подождав недели 2 я нашел другую: Schofields Flying Club Limited. Написал письмо поздно вечером, ответили часов в 11. Не спится им там. Сказали позвонить им. На следующий день с работы позвонил, договорились на 26 число, потому что раньше все было занято. Какой самолет? Давали на выбор Cessna 152 или Piper Warrior II. Последний подороже, но он как-то посолиднее, его и выбрал. Эта Cessna 152 - вообще самокат какой-то.

Пока шло время, я купил коллекцию моделей Piper для симулятора X-Plane, нарыл все, что мог про Piper Warrior, изучил его панель, органы управления. Выписал все его скорости и режимы полета, запомнил все это. На модели в X-Plane отработал все, что мог. Настораживал какой-то непонятно большой реактивный момент пропеллера. Написал письмо Ершову, просил рассказать как лучше быть в первом полете, как себя вести, на что обратить внимание, каких ошибок избежать. Он мне ответил очень подробно, за что большое спасибо.

Итак, день Х. Проснулся в 10, в 10.40 был на станции Stanmore. Дальше 40 минут езды до Bankstown. Оттуда пешком километра 4 до аэродрома Bankstown же. Пришел минут на 20 раньше положенного. Доложился на reception, попросили подождать. Вышел наружу, под веранду. Там стояли столы и стулья. Сел, смотрю за аэродромной жизнью. А жизнь кипела. Летали маленькие Piper и Cessna, вертолеты Robinson R-22, BK-117, еще что-то двухмоторное, кажется, Beechcraft Twin Bonanza. Через полчаса подошла инструктор, позвала меня внутрь. Там я поставил подпись в журнале, взял наушники с микрофоном, и мы вышли к самолету, бортовой номер VH-FTU. По пути она меня спросила собираюсь ли я учиться летать или это мне в подарок полет кто-то преподнес? Ясное дело, учиться. Летал ли когда-нибудь? Рассказал про свою грустную судьбу и общение с симулятором. Ну ладно. Подошли к самолету. Начинаем предполетный осмотр.

1. Пошевелить элероны, заглянуть под них, проверить тяги и навесы, проверить как там с заклепками дела, они, бывает, выпадают. Пару выпавших я нашел. Посмотреть на элерон на другом крыле, как он отклоняется.
2. Пошевелить руль высоты.
3. Слить топливо с обеих крыльевых баков, посмотреть на свет, нет ли чего подозрительного в нем.
4. Открыть капот, осмотреть двигатель, нет ли подтеков, проверить уровень масла.
5. Засунуть руку в воздухозаборник радиаторов, пощупать натяжение ремня там.
6. Открыть пробку на одном из баков, проверить уровень топлива.

Вот такие нехитрые дела. Садимся внутрь. Меня посадила слева. Двигаем сидение, примеряемся к педалям. Спросила вижу ли я капот. Нет. Принесла подушку, положил ее под себя. Стало получше. Знаком ли я с приборами? Разумеется, назвал ей что там где и для чего. Пристегиваем ремень, включаем питание от аккумулятора, ключ в положение Both. От винта. Запуск.

Двигатель, вот что отличает самолет от симулятора. Он дает вибрацию и ощущение мощности. Отпускаем стояночный тормоз и самолет на малом газу начинает катиться. Инструктор вырулила на рулежную дорожку и отдала мне управление. Первая неожиданность: рулить педалями очень непривычно. Руки сами начинают крутить штурвал. Ничего не могу с этим поделать. Положил их на колени. В остальном руление не особо сложное. Непривычно только очень. Рулил по команде, работал газом когда надо. Там на поворотах надо совсем чуть-чуть добавить, тяги у него с избытком. Дорулили до предварительного. Там инструктор взяла его на стояночный тормоз и что-то проделала с двигателем и обогревом карбюратора. Проверка перед взлетом. Я спросил выпускать ли закрылки. Сказала, что взлетать будем без них. Тогда можно попробовать, чтобы почувствовать как это делается? Можно. Выпуск закрылков производится рычагом типа ручника как на автомобилях. Никакой гидравлики или электрики. Тупой рычаг с фиксатором. Побаловался немного и убрал их.

Запрос разрешения взлета, ответ утвердительный. Выруливаю на полосу 11 L. Хотел выйти на ось и остановиться, но мне сказали давать полный газ и взлетать на скорости 55. Прямо с ходу. Ладно, погнали, полный газ, выдерживаю педалями центр полосы, скорость 55, плавно на себя, отрыв. Лечу. Взял на себя слишком сильно, скорость не росла. Опустил нос, разогнал до 80. Дали набор 1500 с левым отворотом на курс 240. Выполняю. Кручу триммер пока не уходят усилия со штурвала. Небольшая ремарка: в этот день была сильная термическая болтанка, скорость прыгала, крен постоянно выбивало, чуть что и на тебе - 20 градусов. А раз выбивало крен - значит и курс тоже. Его держать было сложнее всего.

Вообще говоря, на симуляторе основной проблемой было удержать высоту в развороте. Здесь такой проблемы не было. Вот удержать курс - другое дело. Дали набор 2500. Добавляем газ, набираем, заняли. Вариометр на нуле. Красота. Так, а теперь выполняем поворот на 360 градусов влево. Выполняю, делаю крен 20. Пытался педалями поймать шарик в центр, но инструктор сказала этого не делать. Да он почти в центре и был. То ли самолет такой, что не просит этого, то ли что... В симуляторе то же самое было. В повороте следил за высотой, вариометр не шелохнулся. Получилось. Теперь правый разворот тоже на 360. Сделал уже с креном 30. Так, дальше особый номер, дать левую педаль. Не, я-то знал что будет, но инструктор, видимо, решила, что это надо испытать на себе. Дал. Хвост вправо, нос влево, перегрузка вбок. Противное ощущение. Отпустил педаль, самолет затухающими колебаниями вернулся в нормальный полет (со всеми его подкидываниями в болтанке). Теперь правую педаль. То же самое. Летим на Prospect Reservoir. Красивый он сверху.

Над резервуаром режим 1500 оборотов, снижаемся до 1500, курс 150. Рядом летит другой борт, Cessna, надо уйти ниже. Ухожу ниже. Держим 150, впереди полоса под углом, посадочный курс 110, полоса та же - 11 L. Лечу себе. Приказ доворачивать на полосу. Игнорирую, рано еще. Через секунд 10 инструктор сама довернула на нее. Хм. Я бы и сам так сделал. Ну ладно, ей виднее.

Заход на посадку. Закрылки 1, обороты 1500, скорость 75, снижаемся. Закрылки 2, закрылки 3. Обороты упали, добавить. Скорость 60. Иду на полосу, точно по центру. Торец. Держу параметры. Малый газ. Выравнивание. Начинаю выравнивать, но, видимо, медленно, инструктор слегка подхватила. Посадка, скорость 57, где-то. По тормозам. Подъезжаем к рулежке, инструктор просит повернуть на нее. Куда там, скорость большая. Пролетаю мимо нее, дотормаживаю до разумной скорости, сворачиваю на следующую. Доклад о посадке, рулим на свое место.

Дальше разговор по душам с инструктором. Все нормально, если хочешь летать - надо летать. Именно надо. Как общее мнение? Слишком много внимания уделяю приборам. В полете она пыталась заставить меня ориентироваться визуально, но я все лип к приборам: горизонт-скорость, горизонт-курс, горизонт-высота-вариометр. И так по кругу.

Общее впечатление - все так, как оно и должно быть. Отличие от симулятора большое, но как-то и не поймешь в чем оно. Если простыми словами - колбасит сильнее. Усилия на штурвале небольшие. Выпуск закрылков не привел к заметному вспуханию. Вообще разницы я не увидел, скорость падать начала, разве что. Реактивного момента пропеллера я и не почувствовал в болтанке. Там постоянно приходилось рулить в разные стороны.

Дальше - фотосессия типа:


Вот такое у нас тут кино.

А в среду я иду на концерт классической музыки - Deep Purple. Кто сказал, что это не классика?

У кого-нибудь еще сохранились остатки вопроса "Почему именно Австралия?"

44 комментария:

  1. Ай, молодец! Сбылась мечта.

    Заканчивай с симулятором: про отрицательные моторные навыки слышал ведь. Или штурвал и педалями покупай.

    Про приборы слышал, что симмеров от них не оторвешь, а учить-то начинают по VFR.

    И еще: вот из-за таких как ты Василий Васильевич свою пятую часть дневников никак не наберет. :)

    Пойду, погружусь в пучину черной зависти. ;)

    ОтветитьУдалить
  2. В Америке примерно тоже, я так полагаю. А?

    ОтветитьУдалить
  3. Интересный пост, отличные фотки. Ну а самое главное - мечты все таки сбываются! Рада за тебя, так держать!

    ОтветитьУдалить
  4. Ты на PPL учиться собираешь?

    ОтветитьУдалить
  5. А ну выныривай из зависти, и мотай сюда любыми путями :)
    В Америке нет какаду.

    На PPL буду учиться, если пропустит медицина.

    ОтветитьУдалить
  6. Ты все комменты видишь? Я то один , то два?

    ОтветитьУдалить
  7. Сейчас вижу 6. Вроде, все. Вот, 7-й.

    ОтветитьУдалить
  8. Триммер у него - рычажок на штурвале или колесо e колена как у Цессны? (Flight manual не могу найти)

    ОтветитьУдалить
  9. Колесо, только не у колена, а между сидений. Вообще, на моделях поновее, вроде, электрический ставят.

    ОтветитьУдалить
  10. Начинай копить: всего US $290000 в стандартной комплектации. :)

    ОтветитьУдалить
  11. Нафиг оно мне ради 1 раза в неделю нужно?

    ОтветитьУдалить
  12. Боюсь, такого шока местные не перенесут.

    ОтветитьУдалить
  13. Зато с его помощью бульдозерист может взять работу на дом :)

    ОтветитьУдалить
  14. С его помощью многие смогут взять работу на дом, или дом к работе.

    ОтветитьУдалить
  15. Ну так. Причем целиком и с коллегами.

    ОтветитьУдалить
  16. Инструктор в режиме АУВВСМ не работала, или все корректно?

    ОтветитьУдалить
  17. Все корректно. Она вообще командовала по минимуму.

    ОтветитьУдалить
  18. А когда будет видео из кокпита? Ждем записей исполнения штопорных бочек. :)

    ОтветитьУдалить
  19. А лица такого довольного я у тебя точно никогда не видел. А у самолетика, лицо уже не настолько довольное ;-) Все эмоции были в полете? Deep Purple - ЗАВИДУЮ!

    ОтветитьУдалить
  20. Подумалось: твой рассказ о первом полете будет отличным вбросом на тему "Может ли симмер посадить самолет?". Не хочешь анонимно опубликовать на каком-нибудь авиафоруме?

    ОтветитьУдалить
  21. To AweX: Спасибо. У самолета лицо такое потому, что все закончилось. А в полете... да такое же было. Горизонт-скорость, горизонт-курс, горизонт-высота-вертикальная... И штурвалом без перерыва крутишь. Не до улыбок.

    To Nick: Да, это слегка не в тему. Посадить-то его не так сложно. Это ведь учебный самолет. Обычно спорят о гражданских лайнерах. Хотя, думаю, Airbus или Boeing я бы посадил. Их хоть не так трясет :)

    ОтветитьУдалить
  22. Не спорю - учебный, но участники спецолимпиад с пеной у рта доказывают, что это невозможно и на учебном. Так что рассказ - прекрасный способ потроллить общественность. :)

    За двигателем не смотрел, на откуп инструктору отдал?

    ОтветитьУдалить
  23. В смысле не смотрел? Оборотами я же и управлял.

    ОтветитьУдалить
  24. Температура, масло и прочее. Что бы движок в полете внезапно не гавкнул.

    ОтветитьУдалить
  25. Там, разве что, обогрев карбюратора надо было врубить на снижении. Не следил за этим. Эти приборы штурвалом заслоняются. И тахометр тоже, блин. А обороты, как оказалось, плавают. Установил 2400, вроде, все нормально, смотрю - не лезет что-то. А там уже 2000.

    ОтветитьУдалить
  26. Карбюратор перебрать надо? ;)

    ОтветитьУдалить
  27. В следующий раз видео в кабине снимешь?

    ОтветитьУдалить
  28. Как же это сделать, крутя штурвал?

    ОтветитьУдалить
  29. Саморезом прикрутить или хотя бы струбциной.

    ОтветитьУдалить
  30. Штурвал или камеру?
    Не все сразу.

    ОтветитьУдалить
  31. Штурвал надо палкой прижимать, на педали - кирпич, а камеру закрепить на чем-нибудь в кабине. Эх, долго еще видео придется ждать...

    ОтветитьУдалить
  32. Посмотреть, с каким лицом штурвал крутишь. :)

    ОтветитьУдалить
  33. Привет, братишка. Видимо, мечта, частично, сбылась? У меня такое ощущение, что ты в Австралию из за этого момента и уехал (ну от части). Очень удивился управлению педалями, просто в шоке... Наверное, все равно, что на велосипеде руками педали крутить :). Когда следующий полет планируешь произвести?
    з.ы. А лицо, действительно, счастливое :)

    ОтветитьУдалить
  34. Всегда появляешься внезапно :)
    Частично-то сбылась. Надо ее только довести до логического завершения. Если честно, то ехал я сюда как раз из-за вот этих двух вещей - какаду и самолетов. Такой вот наивный :)
    Ну не за деньгами же по миру мотаться, в конце концов.
    Насчет педалей я-то не удивился, все самолеты так управляются. Просто я этого никогда не делал.
    Время следующего полета зависит от многих вещей, точно не скажу. Если медицина зарубит - то нескоро.
    А ты бы с каким лицом кормил какаду?

    ОтветитьУдалить